Моисей-прагматик
Это Моисей. Моисей –прагматик. Не будь как Моисей
Моисею не нужно было беспокоиться насчет своего заикания. Для фараона Моисей был практически Богом, поэтому не важно, насколько прерывистой была речь пророка, говорил Он с авторитетом Всевышнего через пророка Аарона. Но фараон все равно не собирался слушать! Бог сказал Моисею: «Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской; фараон не послушает вас» (Исх. 7:3-4).
Не важно, что будет говорить Моисей, не важно, сколько чудес покажет, фараон не послушает его. Глядя на правителя Египта, мы видим наиточнейшую картину неверующего человека, который готов сделать все, чтобы не поддаться Богу. Именно этого боялся Моисей – что фараон не будет слушать – и причина на то у него была. В последний раз, когда Моисей пришел в дворец фараона с вестью от Бога, фараон даже сказал, что не знает, кто такой Бог (Исх. 5:2), и приказал удвоить рабочую нагрузку на израильтян. Не удивительно, что после этого Моисей не хотел больше разговаривать с фараоном.
Пророк, впрочем, не понимал одного: жестоковыйность фараона была частью Божьего замысла. Моисей сказал: «Ничего не получится. Фараон не будет слушать меня». А Бог ответил: «Правильно! Именно так я и задумал. Я ожесточу его сердце, чтобы он не слушал тебя». Бог воспользовался мятежностью царского сердца фараона, чтобы доказать, что только у Бога есть власть избавить Свой народ.
Моисей-прагматик
Причина неправильных ожиданий Моисея крылась в непонимании своего призвании как пророка. В моменты слабости характер Моисея включал «прагаматика». В его подходе к служению пророка превалировал принцип эффективности и результативности. Ему представлялось, что задача пророка – показать результат. Если люди слушают – работа выполнена, если нет – тогда плохенький из него пророк получился, и нужно бы ему поискать другую работу. Именно поэтому Моисей постоянно задается вопросом, а будут ли его слушать: «А если они не поверят мне и не послушают голоса моего» (Исх. 4:1). «Как же послушает меня фараон?» (Исх. 6:12).
Проблема с таким отношением к служению в том, что духовные результаты никогда не зависят от человека. Не важно, насколько вы блещете красноречием, умеете убедить, ни Моисей, ни мы с вами не можем заставить людей поверить Божьему Слову. Для веры требуется… да, да, она самая – вера. А вера – это дар Божьей благодати.
И получается, что для Бога в пророке важно только одно – верность. Пророк не отвечает за реакцию людей на его послание. Его обязанность – это послание точно донести до слушателя. Именно поэтому нет у пророка возможности добавить к или убавить несколько слов из этого послания. Бог сказал Моисею: «Ты будешь говорить все, что Я повелю тебе» (Исх. 7:2). И до тех пор, пока пророк точно передает слова Господа – он остается верным своему служению, независимо от результата.
Как это относится к проповеди
Этот принцип имеет непосредственное отношение к проповеди. Хороший проповедник – это верный проповедник. Когда Мартин Лютер изучал книгу Исход, его интересовал вопрос, зачем Бог попросил Моисея делать то, что не будет иметь успеха. Вот, что пишет церковный реформатор:
Вопрос в том, зачем Бог просит Моисея проповедовать, когда Он сам говорит, что «фараон не послушает тебя». Разве не глупо просить кого-нибудь: «Друг, иди проповедовать фараону, но он тебя не послушает, я его сердце ожесточил»? Я бы на такое ответил отказом: «Иди сам проповедуй». Но ответ вот в чем: мы призваны проповедовать, но в рамки нашего призвания не входит оправдание людей или принуждение их к благочестию.
Эта мысль должна греть душу всех проповедников и христиан. Каждый должен следовать своему призванию и верно исполнять свой долг. Моисею было доверено Божье Слово, а не ответственность за размягчение или ожесточение сердца фараона. Ему дано Слово, в этом воля Бога, и это Слово следует провозглашать, даже если никто не слушает. И в том утешение, чтобы не бояться, что никто не хочет подчиниться или следовать за ним. Если бы меня могло остановить презрение к моим словам и проповеди, я бы уже давно перестал проповедовать. Но, как говорит Господь, иди, Моисей, проповедуй!
Сей принцип освобождает нас от мирских стандартов успеха, при котором служение оценивается исчисляемыми категориями: Сколько денег? Сколько людей? Насколько огромное? Главное, что Бог требует от служителя – верность Евангелию. У Бога нет хит-парада проповедников в зависимости от количества «покаяний» или размера церкви. Все, на что Бог обращает внимание: на аккуратность библейского толкования.